Текстиль возрастом 1000 лет говорит о культурной устойчивости древних Анд
Археологи проанализировали текстиль из древнего города Уакас-де-Моче в Перу, показав, как культурные традиции населения выживали под воздействием внешнего влияния.
После инков культура моче является одной из самых известных археологических культур Анд. Она славится своими красочными храмовыми комплексами, самый большой из которых, Уакас-дель-Соль в Уакас-де-Моче, одно из крупнейших известных поселений Моче, возможно, было крупнейшим сооружением в Новом Свете на пике своего развития (ок. 650–900 гг. н. э.).
Несмотря на это, относительно мало известно о том, что стало причиной конца культуры моче. Часто высказывалось предположение, что она была стерта из-за расширения могущественной империи Уари.
«Люди, построившие Уакас-де-Моче, ныне известные как моче (или мочика), известны нам только благодаря археологии, поскольку у них не было письменности», — говорит ведущий автор исследования Джеффри Куилтер из Музея Пибоди Гарвардского университета. «Время существования культуры моче обсуждается уже много десятилетий».
Чтобы попытаться определить конечную дату культуры моче, группа исследователей из нескольких северо- и южноамериканских институтов, включая Национальный университет Трухильо, проанализировала и датировала материальную культуру из Уакас-де-Моче, уделив особое внимание текстилю. Работа опубликована в журнале Antiquity .
«Наше исследование включало в себя борьбу с трудным и сложным вопросом о том, как древние люди идентифицировали себя», — утверждает доктор Куилтер. «Короче говоря, когда моче перестали быть моче на месте Уакас-де-Моче?»
Проанализировав методы производства и стили текстиля, они определили, что большинство из них были изготовлены с использованием техник моче, но часто содержали в себе элементы дизайна, заимствованные из других культур, в частности, из обширной империи Уари из южных высокогорий Перу.
Радиоуглеродное датирование этих тканей показало, что они датируются десятым веком нашей эры, что значительно позже предыдущих оценок. Это говорит о том, что чувство идентичности Моче могло сохраняться дольше, чем считалось ранее. Важно то, что эти результаты подчеркивают устойчивость культуры моче, а также ее способность адаптироваться к иностранным влияниям.
Однако археологические раскопки не позволяют с уверенностью сказать, считали ли себя моче народ, сохранивший старые обычаи и приспособившийся к новым.
Это ставит под вопрос наш взгляд на археологические культуры. Культура моче, возможно, не «закончилась» в определенном смысле, не была уничтожена экспансией «более сильного» соседа или климатическим явлением. Вместо этого культура трансформировалась с течением времени в результате взаимодействия с разными народами.
«Наше исследование показывает, что давние материальные культурные практики и стили моче продолжали цениться в Уакас-де-Моче еще долгое время после предполагаемого конца археологической культуры», — говорит Карлос Ренхифо из Национального университета Трухильо. «Даже несмотря на то, что мир вокруг них изменился, некое чувство идентичности моче, по-видимому, сохранилось».
В нем также подчеркиваются трудности изучения культурной идентичности прошлого без письменных свидетельств.
«До недавнего времени, вероятно, никто не называл себя моче», — заключает Куилтер. «Тем не менее, археологическая культура, которую мы называем моче, явно представляет собой особый социально-культурный феномен и идентичность для тех людей, которые в ней участвовали. Точно так же, как определение культурной идентичности любого доисторического сообщества сопряжено с трудностями, так же трудно определить, как они пришли к принятию нового».
Обсудим?
Смотрите также: