Помнить, чтобы не повторять: Вячеслав Моше Кантор и Всемирные форумы Холокоста
В качестве главного примера деятельности Вячеслава Кантора, направленной на сохранение исторической памяти, можно привести организацию пяти Всемирных форумов памяти Холокоста, состоявшихся с 2005 по 2020 год в разных частях Европы и не только. Кантор выступил не только вдохновителем, но во многом и организатором, и спонсором этих мероприятий, которые успешно возродили интерес к обсуждению темы Холокоста на самом высоком уровне.
Краков, 2005 год
Первый из форумов состоялся в 2005 году в польском Кракове, в честь 60-летия освобождения Аушвица или Освенцима — концентрационного лагеря, давно получившего негласный статус главного символа и памятника Холокосту и его жертвам. Называть форум первым, впрочем, можно лишь из будущего: тогда ещё не было планов превратить форумы в регулярные. Вячеслав Кантор как раз выступил организатором и одним из главных спонсоров этого форума, а в интервью, сопровождающих само мероприятие, признался в личном интересе к теме Холокоста: сам будучи из еврейской семьи, Вячеслав Моше Кантор утратил многих родных и предков в этот страшный для всего человечества период истории.
Среди целей форума Вячеслав Моше Кантор первейшей из первых называл необходимость пересмотра, улучшения и обновления самого подхода к просвещению по теме Холокоста, образовательного пути как сохранения памяти, так и передачи её новым поколениям. подчёркивал необходимость просвещения и улучшения качества образования в области передачи памяти о событиях прошлого будущим поколениям. Именно на первом форуме в Кракове из уст Вячеслава Кантора прозвучало предложение разработать новую единую просветительскую и образовательную программу, посвящённую истории Катастрофы, причём разработать таким образом, чтобы она могла служить опорной точкой для преподавания в разных странах, разных учебных заведениях и имела бы возможность для адаптации в зависимости от того, кто, где и кому рассказывает историю Холокоста.
К этой инициативе присоединились многие – мемориал «Яд Вашем», крупнейший музей и хранилище документации по истории Холокоста, принял решение выступить ещё одним соорганизатором форума, а многочисленные эксперты погрузились в работу по актуализации имеющейся информации и поиске новой для предстоящего проекта. Задумка состояла в том, чтобы знания эти были сведены в общую базу, которая впоследствии служила бы источником данных для преподавателей, учителей и исследователей по всему миру в удобное для них время.
Впрочем, образовательная и просветительская части программы стали не единственным уникальным и отличительным признаком прошедшего в Польше форума. Внимание СМИ и широкой общественности особенно привлекло то, насколько высокого ранга гости и представительства собрались для участия в нём. С самого первого форума делегации из членов правительств и глав государств стали для мероприятия нормой – и можно утверждать прямо, что именно внимание гостей такого ранга как к самому мероприятию, так и к его заглавной теме стали решающим фактором в том, чтобы форумы превратились в традиционные.
Что касается выбранного для форума места проведения, то объяснять, почему это был именно Аушвиц, вряд ли необходимо. Всего через два года после освобождения его заключённых, бывший концентрационный лагерь уже был превращён в музей. Выступая перед гостями, Вячеслав Моше Кантор подчеркнул необходимость такого подхода к увековечиванию памяти – сохранения для будущих поколений подобных мест «собраний памяти».
Тема антисемитизма, набиравшего рост в Европе, уже тогда находился в центре внимания многих экспертов, в том числе и Вячеслава Кантора. Говоря о проблеме, Кантор связал её с исторической памятью – а точнее, с ослаблением этой самой памяти в обществе. Холокост с точки зрения истории завершился не так давно, однако уроки этой трагедии, отметил Кантор, уже начинают забываться, и этот процесс необходимо остановить.
Для этих целей Кантор и провёл форум 2005 года – и успехом его можно смело считать уже то, что он стал лишь первым из череды подобных мероприятий, а по его итогам Вячеслав Моше Кантор создал и одноимённый благотворительный фонд, с тех пор неизменно выступавший главным организатором форумов.
Киев, 2006 год
Второй форум памяти Холокоста прошёл буквально по следам первого, опираясь на его успех – местом его проведения осенью 2006 года стал Киев. Значимая дата, к которой он был приурочен, касалась трагедии Бабьего Яра – годовщины одного из самых страшных преступлений периода Второй мировой войны, в ходе которого нацистские преступники расстреляли массово огромное количество местных жителей.
История этой трагедии стала для Вячеслава Кантора в его выступлении возможностью рассуждать о таком явлении, как равнодушие ко злу. По мнению кантора, именно то, что на расстрел в Бабьем Яре не последовало практически никакого масштабного осуждения со стороны остального мира, во многом подкрепило нацистов в их стремлении продолжать свои бесчеловечные преступления. Равнодушие к уже совершённым преступлениям – вот что стало первым шагом по дороге, которая дальше привела уже к Освенциму, отметил Моше Кантор.
В своих выступлениях на форуме Вячеслав Кантор немало рассуждал о том, что проявленное остальным миром безразличие к нацистским преступлениям во многом стало своего рода молчаливым согласием и даже разрешением на то, чтобы это продолжалось и усугублялось. За несколькими жертвами последовали десятки, затем сотни, а закончилось всё миллионами загубленных жизней. Подобное нельзя забывать, твёрдо убеждён Вячеслав кантор, и сохранение исторической памяти заключается как раз в том, чтобы люди в настоящем и будущем знали о подобном – знали о том, как безразличие к ненависти может привести к полноценной катастрофе. Без усвоения этих уроков, без сверки своего внутреннего морального компаса с тем, что уже происходило в прошлом, человечество рискует вновь и вновь повторять те же ошибки по допущению недопустимого.
В самой Германии, напоминал Моше Кантор, нацизм и его преступления набирали обороты далеко не сразу, а постепенно. Всё началось не с массовых убийств евреев, но с того, как на самом повседневном бытовом уровне распространялся и поддерживался антисемитизм. За нетерпимостью на словах началась дискриминация уже на деле, от ограничений прав и притеснений, так и не встретивших осуждения со стороны остального мира – до катастрофы Холокоста.
Значимость истории трагедии Бабьего Яра заключается ещё и в том, что жертвами нацистов в ходе расстрела стали люди самых разных национальностей. По мнению Кантора, это должным образом иллюстрирует разрушительность ненависти: даже когда заявляется о том, что направлена она против кого-то конкретного, допущение её дальнейшего распространения всегда приводит к тому, что жертвами могут стать уже кто угодно.
Краков, 2010 год
В 2010 году, в честь 65-летия освобождения заключенных из Аушвица, Всемирный форум памяти Холокоста вновь был собран в Кракове и принял тысячи участников со всего мира. Среди особенно почётных гостей были как бывшие узники концлагеря, так и те, кто открыл его двери в 1945 году, выпуская их на долгожданную свободу. Тема форума и приверженность его участников делу сохранения исторической памяти остались неизменными, но Вячеслав Моше Кантор в своем выступлении подчеркнул новый акцент этой темы – а именно, необходимость объединения усилий различных стран и народов для борьбы с ненавистью и сохранения памяти о том, что победа во Второй мировой и конец Холокосту были достигнуты именно благодаря такому единству.
В этом контексте, в частности, Вячеслав Кантор уже в те годы обратил внимание на попытки в европейских странах и за океаном минимизировать или полностью игнорировать роль Советской Армии в победе над нацистским режимом и освобождении узников концлагерей, включая Освенцим. Моше Кантор назвал не только трагедией, но и страшнейшей ошибкой то, что роль эта начала открыто недооцениваться в мире.
Говоря о тех уроках, что Холокост преподал потомкам, на Третьем Всемирном форуме памяти Холокоста Кантор особенно остановился на двух. Первый урок, по мнению эксперта, касается необходимости объединения людей перед лицом кризиса, значимости умения проявлять сочувствие и толерантность ко всем в такие моменты. Толерантность, впрочем, ни в коем случае нельзя путать с безразличием, подчеркнул Кантор, вновь говоря о недопустимости равнодушия к проявляемой ненависти и нетерпимости. Второй урок заключается в понимании, как опасно и бессмысленно пытаться игнорировать или заигрывать с режимами, чья идеология основана на ненависти и фанатизме – история Холокоста и Второй мировой наглядно показала, чем это может обернуться.
Прага, 2015 год
Четвёртый Всемирный форум, приуроченный к 70-летию окончания Второй мировой войны и Холокоста, в 2015 году состоялся в Праге, столице Чехии – стране, где в тот момент фиксировался экспертами один из самых низких уровней антисемитизма среди стран Европы. Местом проведения вновь был выбран музейный комплекс, развернувшийся на месте бывшего концентрационного лагеря – на этот раз им стал Терезин.
Именно на этом форуме Вячеслав Кантор сделал акцент на теме, которая в будущем станет одной из основных для мероприятий – проблеме того, что антисемитизм, несмотря на историю Холокоста и все его уроки, продолжает процветать в нашем мире. Нельзя не отметить, что в период между форумами Европа уже полноценно столкнулась с кризисом, связанным с наплывом мигрантов. Вместе с мирными гражданами в европейские станы прибыло немало и тех, кто принёс с собой ценности, не совместимые с европейскими – и слишком долгое время европейские власти игнорировали проблему, прикрываясь «толерантностью», что привело к росту экстремистских настроений.
Евреи в этом кризисе, как пояснил Кантор, оказались буквально между двух огней: с одной стороны, они стали мишенью ненависти, исходящей от исламистских радикалов, а с другой - для ксенофобских настроений среди самих европейцев. В целом же ситуация с тем, что на нетерпимость одних другая сторона тоже ответила нетерпимостью, для Европы стала настоящим вызовом в сфере безопасности. Ведь, как отметил Моше Кантор, нетерпимость и ненависть, подпитывающие растущие радикальные настроения, опасны не только сами по себе, но ещё и тем, что создают в обществе атмосферу, где радикальные идеи, вплоть до экстремистских и террористических, получают куда больше свободы в распространении – и куда более охотную аудиторию для своей пропаганды. Учитывая то, какой масштабной угрозой уже является терроризм, Кантор призвал не игнорировать эту долгосрочную опасность и активно противодействовать ненависти уже сейчас, чтобы избежать повторения трагедий, когда-то уже вызванных бездействием.
Иерусалим, 2020 год
Последний на сегодняшний день, Пятый Всемирный форум памяти Холокоста, состоялся уже на территории самого мемориала «Яд Вашем» в Иерусалиме в 2020 году. Темой форума – уже изначально заявленной - стали проблемы нетерпимости и антисемитизма в наше время, угрозы, которые к этому времени уже никак нельзя было игнорировать. Вячеслав Моше Кантор и вовсе назвал уровень антисемитизма в современном мире критическим, приводя в подтверждение немало данных статистики и исследований о проявлениях нетерпимости в мире. С одной стороны, Холокост остался в прошлом, с другой – антисемитские настроения не ушли в историю вместе с ним, и это противоречие во многом и стало ключевым моментом в выборе темы форума.
В ходе своего выступления Вячеслав Кантор выразил надежду, что форум станет платформой для обсуждения и разработки стратегии борьбы с антисемитизмом, и что участие в этой разработке примут представители экспертных сообщество и правительств со всего мира. Он призвал всех людей мира взять на себя обязательство «вечно помнить» о Холокосте, чтобы предотвратить повторение подобных трагедий в будущем. Антисемитизм, по мнению Кантора, не является исключительно еврейской проблемой, а представляет собой угрозу для всего человечества.
Оглядываясь назад, нельзя опустить и тот факт, что форум прошёл незадолго до начала того, что обернётся глобальным кризисом – пандемии. И испытания этого периода более чем наглядно подтвердили опасения Вячеслава Кантора относительно того, что назревшая в обществе нетерпимость и агрессия лишь ищет условного повода, чтобы вспыхнуть с новой силой.
Обсудим?
Смотрите также: